В помощь мамам
Обязанности няни-воспитателя (для грудничков до 1 года, от 1 года до 6 лет). Обязанности гувернера.
Подробнее>>>
Обзор цен на рынке домашних услуг в Москве.
Подробнее>>>
Отзывы о курсах для нянь "Школы для Пап и Мам"
Подробнее>>>

Выбираем няню
Новичок в семье
Психология ребенка
Развивающие игры
Консультации
Полезные ссылки




Курсы для беременных, подготовка к родам. Роды. Школа для Пап и Мам


главная
Новые агенства
Курсы для нянь
агенства
Агентства, предоставляющие услуги по подбору нянь
Схема работы. Варианты договоров
Отзывы о курсах для нянь "Школы для мам и пап"
консультации
Задать вопрос
Все вопросы
Главная >  Развивающие игры >  Все о развитии малыша : МЕСЯЦ № 3
ВСЕ О РАЗВИТИИ МАЛЫША : МЕСЯЦ № 3 Версия для печати

Третий месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и особенности. Что же нового происходит в развитии малютки?

У малыша появляется специфическая для раннего младенчества эмоциональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необходим ребенку. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в 2 месяца.
Теперь он всем своим существом как бы отвечает на ваше приветствие: улыбается и вокализирует — вытягивает губки: «гу-гу-гу». Он замирает, а затем оживляется — вы-прямляет ручки и ножки, своим видом подчеркивая, что стремится вам «навстречу». Эту совокупность эмоциональных, речевых, двигательных проявлений ученые называют «комплексом оживления».

Появление «комплекса оживления» — серьезное достижение, необходимая «веха» развития в младенчестве. Совокупность описанных выше реакций в 3 месяца сигнализирует взрослому, что дитя взрослеет и успешно развивается, усложняется его психическая жизнь. Мало того, появление «комплекса оживления» необходимо для дальнейшего ус-пешного общего развития малыша.

«Комплекс оживления» получил такое название, во-первых, потому, что выглядит как синтез отдельных проявлений (комплекс); а во-вторых, малыш: самом деле демонстрирует взрослом; свое оживление, желание общаться, и получить «ответ» на его действия или слова. Налицо двусторонний контакт взрослого с ребенком.
Самое главное, что этот контакт — результат вашего взаимодействия c крохой, и он никогда не возникает спонтанно, т.е. сам собой, без участия взрослого. Вот почему можно говорить о педагогике младенчества не только как о реальности, но и как о необходимости. Е основе ее лежит формирование социальной потребности, свойственной только человеку, — потребности общения.

Другое абсолютное новшество третьего месяца жизни ребенка — появление движений руки в сторону предмета.
Вначале это проходит как бы «случайно»: дитя пытается схватить «подвернувшуюся под руку» игрушку. В ближайшем будущем ребенок научится не только схватывать игрушку из удобного положения, но и целенаправленно притягивать ее. В вокализациях малыша все чаще будут слышаться четкие певучие гласные («а-а-а», «у-у-у»). Однако это пока тоже случайность, а не закономерность. Вы чувствуете, что ваше пение, речитатив пестушек и потешек вызывают у ребенка усиленное ориентировочное поведение.

Ориентировочными реакциями называют «реакции на новизну». Они возникают у ребенка рефлекторно, потому что даны от природы как безусловные. Это значит, что, как только в поле зрения ребенка попадает что-то новое, необычное, непривычное, занимательное для малыша, он непроизвольно переключает свое внимание на этот объект.
Аналогично дитя ведет себя, если рядом начинает звучать музыка, возникают какие-то звуки. Малыш затормаживает свои движения, начинает прислушиваться, затем искать источник звучания. Особую слуховую ориентировочную реакцию у малютки вызывает речь взрослого. Он ищет говорящего, поющего. У ребенка возникает потребность увидеть его лицо; как правило, в эти моменты и появляется «комплекс оживления». Это уже не отдельные зрительные или слуховые, тактильные и другие ориентировочные реакции на новизну, а ориентировочно — исследовательская активность, направленная на сбор информации об окружающем с помощью взрослого.

Лежа на животе и опираясь на предплечья (классическая поза грудного малыша 3 месяцев) малыш приподнимается, опирается на предплечья рук и в этом исходном положении уже хорошо держит головку.

Весьма показательны и его попытки овладения общими движениями. Малютка еще не умеет самостоятельно делать повороты на бок и на живот, но в системе массажа и ранней гимнастики для этого периода младенчества даются упражнения, подготавливающие ребенка к овладению ими. Это важно, потому что, как известно, движения необходимы малышу для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения.

Но следует учитывать, что для ребенка двигательная активность — важнейшее условие психического развития, совершенствования органов чувств. Как только ребенок научился лежать на предплечьях с высоко поднятой головой, в поле его зрения попадает больше предметов. Следует помнить, что чем больше анализаторов участвуют в восприятии предмета, тем больше информации получает о нем ребенок.

Хорошо, когда многое удается крохе. Потому что удавшееся действие обязательно вызывает его повторение. Ребенок повторяет не только движения, но и удавшиеся звуки речи. Кажется, что все это почти невероятно: неужели малыш сознательно себя «тренирует»? Конечно, нет.
Пока что действуют первые условно-рефлекторные связи. Реагирование проходит без волевого усилия малютки. Данные от природы безусловные рефлексы в ситуациях вашего взаимодействия с ребенком (при кормлении, купании, в моменты «игрового» общения, занятий с игрушками и т.д.), повторяясь изо дня вдень, формируют поведение малютки, создавая условные связи.

Значит, все успехи вашего ребенка реальны только при вашей помощи и при вашем непосредственном участии в его жизни. Как же взаимодействовать с крохой? Каковы ведущие линии развития, программа и задачи 3-го месяца, осуществляемые родителями в воспитании и обеспечивающие психофизическое благополучие ребенка?
На этот вопрос ответит приведенная ниже таблица.

Педагогическая направленность Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым Ознакомление с окружающим. Подготовительные этапы развития активной речи и мышления. Развитие общих движений и действий руки
Мини-программа 1. Совершенствовать зрительное восприятие предметов: в различных плоскостях (вертикальной и горизонтальной), под разным углом, при разной удаленности. 2. Продолжать развивать предметность восприятия, показывать различные свойства иг-рушек (предметов), обнаруживаемые зрением, слухом, осязанием, т.е. всеми органами чувств. 1. Способствовать появлению «комплекса оживления». 2. Обогащать общение с ребенком, создавая ситуации эмоционального взаимодействия. 1. Расширять ассортимент игрушек для показа и общения с ребенком. Подбирать их по принципам общего и различного (например, ленточки и шнурочки; шарики и валики и т.п.). 2. Способствовать речевой реакции «гукания» и появлению элементарного «гуления». 1. Продолжать развивать сенсомоторную активность. 2. Развивать общую двигательную активность (появление поворотов с живота на бок к 4–5 месяцам). 3. Способствовать активизации движений рук


Задачи 1. Продолжать совершенствовать зрительное и слуховое сосредоточение, показывая предметы, различные по физическим свойствам: цвету, форме, величине, а также звуча-нию и положению в пространстве, выполненные из различных материалов. Включать их в более широкие показы, способствующие началу ориентировочно-исследовательской ак-тивности. 2. Активизировать действия руки. Создавать ситуации, побуждающие ребенка к самосто-ятельному прикосновению и притягиванию игрушки-подвески, подведенной на ленте к ру-ке ребенка. 3. Способствовать активизации моторики кистей рук, раскрытию ладони. На основе ла-донного рефлекса начать формирование схватывания предмета (игрушки), вложенного в ручку ребенка 1. Формировать двусторонний контакт на основе «комплекса оживления» в процессе эмоционально-лично стного общения. 2. Побуждать ребенка к эмоциональным, речевым, двигательным проявлениям-элементам «комплекса оживления» — в ситуациях ухода за ребенком и занятий с ним. 1. Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми доступными средствами. 2. Широко использовать фольклорные произведения для маленьких — пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и об-щение с ребенком. 1. Способствовать развитию устойчивого удерживания головки в горизонтальной плоскости из положения «лежа на животе». 2. В процессе проведения гимнастики и массажа с малышом подготавливать ребенка к овладению поворотами со спины на бок. 3. Ввести подъем ребенка в вертикальное положение (на руках у взрослого): учить удерживать несколько секунд головку в этом положении. 4. Развивать активность действий руки, побуждая к самостоятельному притягиванию предметов.


Реализация программы и задач воспитания Занятие 1 Материал. Яркая звучащая погремушка или озвученная игрушка, например детский бу-бен (его надо повернуть яркой стороной к ребенку). Ход занятия. Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30–40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждает ребенка прислушаться, поднять голо-ву, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1–2 раза подни-мет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать воз-можность рассмотреть звучащий предмет. Во время последующих 2–3 занятий повто-рять весь комплекс дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы в течение примерно 30–40 сек. При следующих занятиях следует менять звучащие игрушки. Занятие 2. Материал. Музыкальная игрушка (например, танцующий мишка, зайчик, бьющий в бара-бан, и т.п.) или другие звучащие игрушки (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка) среднего размера (20–25 см). Ход занятия. Взрослый берет ребенка на руки вертикально (но не сажает его!), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживает его за спину. Подносит малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит игрушка. Взрослый так поворачи-вается к полочке, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и дает ему возможность про-явить самостоятельность в зрительном поиске в течение 30–40 сек. Затем второй взрос-лый начинает заниматься с малышом: обращается к нему, акцентирует внимание на иг-рушке, встряхивает ее, заводит или включает, приводит в движение, извлекает звук. Де-лает паузу. Затем повторяет действия, удаляя и приближая к ребенку предмет, называя его, интонационно выделяя голосом, чуть замеряя свою речь, т.е. стремится вызвать у ребенка ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, устойчивость ре-акции сосредоточения на предмете в течение 30–40 сек. и более 1. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребе> ком (на расстоянии примерно 30–40 см), улыбается, называет малыша по имени, ласково разговаривает с ним. Ест малыш вначале инертен к действиям взрослого, следует и однократно попытаться осуществить эмоциональный KOI такт. С целью активизации малыша можно погладить его г плечику, животику. Если дитя издает какие-либо вокализации, взрослый должен «поддержать» его. С этой цель взрослый подражает речевым проявлени-ям маленького, затем переходит вновь на эмоциональное об-щение. Ребенок, как правило, проявляет «комплекс оживле-ния» в ответ на эмо-циональное общение с ним: смотрит на лицо взрослого, широко улыбается, издает тихие и короткие звуки; сгибает и разги-бает ручки и ножки, тянется как бы «на-встречу» взрослому 1. Взрослый, положив малыша на спину, вызывает у ребенка «комплекс оживления», прислушивается к вокализациям ребенка, давая ему возможность проявить себя. 2. Взрослый поддерживает речевую активность малыша: в речевом общении старается употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например «а-а», «о-о», «у-у». Использует пестушки, потешки, песенки, включающие вокальные образцы, близкие к гулению ребенка. Ребенок вслушивается в речевые звуки и рефлекторно повторяет артикуляцию губ взрослого при утрированном произнесении последним гласных звуков «а», «о»,"у» и др. Вначале это получается как бы случайно, затем все чаще и ближе к образцу. Занятие Материал. В процессе общения с ребенком используются фольклорные тексты, включа-ющие звуки, произношение которых взрослый хочет закрепить у малыша. Ход занятия. Чтение потешек на занятии следует сочетать с разговорной речью, обра-щениями к ребенку. Для появления гласных звуков «о», «а», согласных «г, к, х» можно ис-пользовать, например, следующие тексты: Петуш-о-ок, петуш-о-ок, Золот-о-о-й гребешок-о-о-к, Ты подай голос-о-ок, Через т-е-е-мный лес-о-о-к! Или: Наши уточки с утра-а-а: Кря-а-а, кря-а-а, кря-а-а. Наши гуси у пруда-а-а-а: Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно-о-о: К-ко, к-ко, к-ко! Каждое очередное двустишие потешки читается отдельно, между ними необходимо делать паузу, добиваясь отклика, потом повторять все произведения сначала. Взрослый применяет только погла-живающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов (подошвен-ного, спинного, ножного), способст-вуют снятию гипертонуса мышц и за-пуску в действие природных сил, по-могающих ребенку научиться вла-деть своим телом. Занятие Материал. Твердые, мягкие, пружиня-щие поролоновые шарики и валики, обшитые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см, валики длиной 7–8 см, толщиной сечения 1,5 см), «грибок», «куколка», колечко ди-аметром не менее 5 см, «морковка» и т.п. Примечание: размеры этих пособий должны соответствовать руке малыша. Ход занятия. Взрослый вкладывает один шарик в ладонь сначала левой, затем правой руки ребенка. Валики вкладываются в момент раскрытия ладошки поперек ее, так, что-бы их можно было схватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводит-ся). В первый момент взрослый придерживает предмет в ладони ребенка, побуждая к бо-лее сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 мес. — 2–3 сек., в 3 мес.-до 10 сек.). Вкладывание предметов повторяется 3–5 раз в каждую руку, что-бы ребенок мог ощутить их свойство (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и т.п.).


Показатели развития ребенка к 2 месяцам 1. Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более, находясь в горизонтальном положении (лежа на спине). В вертикальном положении — до 10 сек., находясь на руках у взрослого. 2. Проявляет интерес к игрушке, находясь в разных положениях: лежа на спине, затем- на животе и на боку, находясь на руках у взрослого. 3. Поднимаясь на предплечья, высоко удерживая головку, активно реагирует на взрослого, передвигающегося в пространстве. Недолгое время следит за его действиями. 4. Оживляется, выпрямляет руки в сторону зависшей игрушки, «наталкивается» на игрушки, низко подвешенные над его грудкой. 5. Пытается приблизить руку к игрушке, разжать ладонь. 6. Вложенную в руку ленточку, тряпочку и т.п. удерживает в 2 месяца-в течение 2–3 сек., в 3 месяца-до 10 сек. и более 1. В периоды бодрствования малыш проявляет яркую сенсорную активность ко всему, что его окружает и попадав! поле его зрения. При этом эмоциональные состояния неустойчивы, импульсивны. 2. Проявляет яркий и полный «комплекс оживления» — эмоции, вокализации, двигательную активность — «в ответ» эмоциональное общение с близкими. 3. К 3 месяцам «комплекс оживления» возникает не толь при виде близкого человека, но и при звуках его голоса. 4. «Комплекс оживления» возникает на показ яркой игрушки, пение или звучание музыки. 5. «Комплекс оживления» возникает в моменты комфорт! удовольствия. 6. Ребенок «делает попытки» использовать эмоциональные:реакции (улыбка, повороты головы, вокализации, слежения за действиями взрослого, прислушивание к звукам и голосам), чтобы привлечь к себе внимание близкого человека 1. Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует улыбкой как на ласковое, так и на «строгое» обращение к нему-как на отрицательные, так и положительные интонации речи взрослого. 2. К 3 месяцам делает попытки «гулить» в «ответ» на произносимые взрослым протяжные гласные звуки. 3. В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым. . Лежит на животе, опираясь на предплечья, способен высоко поднять голову. Сохраняет это положение до 1 мин. и более. 2. При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. При прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями. 3. Удерживает голову прямо в верти-кальном положении (на руках у взрос-лого) до 1 мин. 4. Способен до 10 сек. и более удер-живать в руке «случайно» подведен-ную к руке игрушку-вкладыш

Журнал «9 МЕСЯЦЕВ», № 12. 2003г.

2005-2012 © www.Mamahelp.ru
Design, programming by A4-design
  Наш_ИЦ
отдых в Подмосковье | корпоративный отдых в подмосковье